Фольклор, ставший искусством – чем вдохновлялся В. Васнецов?

folklor stavshij iskusstvom chem vdohnovlyalsya v vasnecov 1

Сказки и народные легенды — неиссякаемый источник увлекательных историй, неожиданных поворотов и оригинальных персонажей. На их основе создаются увлекательные творческие работы — например, картина Васнецова «Три богатыря», которой посвящена данная статья!

Васнецов «Богатыри» — история полотна

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) — архитектор и художник, известный своей любовью к сказкам и легендам. В его произведениях причудливо переплетаются реальность и вымысел, погружая зрителя в странный мир грез, фантазий, волшебных существ и отважных героев. Одни считали, что такие произведения оживляют национальную культуру, другие критиковали их «отсутствие интереса». Тем не менее в 1912 году мастер был удостоен дворянства, признав его исключительные заслуги.

Талантливый живописец дружил со многими великими живописцами своего времени — Ильей Репиным, Иваном Крамским, Василием Поленовым, Павлом Чистаковым, входил в группу Мамонтова в Абрамцеве (неформальное объединение творческой интеллигенции). В 1871 г. при контактах с другими мастерами родилась идея полотна «Богатыри» (название ему дал автор). Вернувшись домой, он сразу сделал карандашный набросок и оставил в дневнике следующее описание картины: «Горная местность, просторы … чудесная детская мечта! Я нарисовал ее в одно мгновение».

Однако, несмотря на скорость, с которой появилась первая версия работы, на ее выполнение ушло более 20 лет. Уточняя отдельные детали, W.M. Васнецов выполнил около 20 масляных этюдов: портреты «Крестьянская голова», «Витязь в кольчугах», «Крестьянин Владимирской области Иван Петров», пейзажи заповедных территорий под Абрамцевым (собственность промышленника и мецената С.И. Мамонтова) , Рисунки лошадей. Он скопировал доспехи и оружие с подлинных музейных экспонатов.

Первый карандашный набросок

1871–1874 гг. Третьяковская Галерея
Первый набросок маслом. Холст 27×41

Дом-музей Василия Поленова

Наконец, 27 апреля 1898 года было завершено огромное полотно размером 295,3 х 446 см. Незадолго до этого художник пожертвовал своему другу У. Поленову, его первый набросок маслом на картоне (27х41 см).

Масштабная работа сразу же завоевала популярность. Сразу после их завершения они были приобретены Петром Третьяковым, в галерее которого полотно сохранилось до сих пор. Анекдоты и миниатюры были адаптированы с картины Васнецова — актеры разыгрывали диалоги и забавные сцены между персонажами. И когда состоялась персональная выставка художника (март-апрель 1899 г.), полотно оказалось в центре внимания.

Васнецова «Богатыри. Фото с оригинала. 1881-1898 гг. Государственная Третьяковская галерея»

Сказочные храбрецы или исторические фигуры?

Каждая народная сказка должна на чем-то основываться, поэтому все герои народного эпоса имеют реальные прототипы. Например:

  • Прототипом Ильи Муромца — богатыря, олицетворяющего идеал храброго и справедливого воина, был силач, уроженец Мурома (Владимирская область, Россия) по прозвищу «Чоботок». Он был славным героем, но после ранения был принят в монахи Киево-Печерской Лавры, где умер около 1188 года. А в 1643 году возведен в состояние святости. Но есть и другие прототипы богатырей, как крестьянин Иван Петров и кучер, которых Васнецов встретил в Москве. На полотне Васнецова Илья символизирует мудрость, аккуратность, опыт, связь поколений. Его приземистая массивная фигура излучает огромную силу и солидность — это замечают даже студенты, которые пишут сочинения о картине! Это впечатление усиливает рыцарский конь — «свирепый зверь» с железной цепью вместо уздечки.
  • Добрыня Никитич — фигура более разносторонняя, отличавшаяся не только мужеством, но и дипломатичностью, а также очень умная. Вероятно, прототипом героя является воевода одноименного князя Влодзимежа Святославича, его родственница по материнской линии Малуша. Художнику удалось передать гордое, благородное и доброе выражение лица рыцаря. Он выглядит задумчивым, но в то же время он вынул меч из ножен, готовый в любой момент вонзиться в него.борьба.
  • Алоша Попович — младшая из трех рыцарей.Считалось, что он был сыном ростовского священника Леонтия, давшего мальчику хорошее образование.Повзрослев, юноша стал «храбрым» (закаленным воином) и мальчиком, он служил князю Всеволоду Юрьевичу (1154–1212), затем его сыну Константину, а когда последний умер, сдался Мстиславу Романовичу (1156 г.) -1223), с которым он погиб в битве с татарами при Калке.В трактовке художника главный герой умен, изобретателен и смел, умеет играть в колдовство.
Оцените статью
PicLike.ru - мир в картинках
Добавить комментарий