22 ноября 1960 года первая серийная партия автомобилей «Запорожец» — ЗАЗ-965 сошла с конвейера запорожского завода «Коммунар» в Украине (который впоследствии был переименован в «Запорожецкий вагоностроительный завод»).
Все модификации «Запорожца» отличались максимальной степенью унификации по частям и командам с военными (ЛуАЗ-967) и гражданскими (ЛуАЗ-969) вездеходами марки «ЛуАЗ». Причина в том, что двигатель, разработанный для Запорожья, оказался настолько успешным, что однажды им заинтересовались военные.
В СССР автомобиль «Запорожец» пользовался популярностью в основном из-за относительной дешевизны, он был в два раза дешевле «Жигулей» и в три раза дешевле «Волги».
ЗАЗ был единственным автомобилем в Советском Союзе, который также производился с доработками для неработающих механизмов. Такие широко используемые версии называются «инвалидными колясками» и распространяются через органы социальной защиты среди инвалидов различных категорий.
Несмотря на постоянные шутки о запорожском заднем двигателе, нужно сказать, что в конце 1950-х годов — периоде создания обоих поколений Запорожья — эта конфигурация была на пике своей популярности во всем мире, включая США и Европу.
Практически каждое поколение «Запорожье» получило свое прозвище в народе: ЗАЗ-965 назывался «горбиком» за типичную форму кузова, а следующее семейство ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 — «ушы» за боковые воздухозаборники. После снятия воздухозаборников на ЗАЗ-968М автомобиль сразу окрестили «мыльницей».
Интересно, что базовым прототипом ЗАЗ-965 был Fiat 600, по крайней мере, с точки зрения общей конструкции кузова, частично независимой задней рессорной подвески, рулевого управления и трансмиссии.
Двигатель Запорожец был очень редким в автомобильном мире типом, четырехцилиндровым, с воздушным охлаждением и с задней установкой. У машины было две двери, которые открывались назад. Заднее лобовое стекло и лобовое стекло были взаимозаменяемыми.
Выпускались и экспортные версии (в том числе праворульные, для стран третьего мира, где был левосторонний) — ЗАЗ-965Э, ЗАЗ-965АЕ, ЗАЗ-966Э, ЗАЗ-968Э и ЗАЗ-968АЕ. Они имели маркировку Jalta или Eliette и отличались от базовых моделей лучшими потребительскими характеристиками.
Всего в 1960–1994 годах ЗАЗ выпустил более 3 миллионов «Запорожцев».
После распада СССР, когда разразился общеэкономический кризис, в 1994 году ЗАЗ прекратил выпуск «Запорожца».
В последнее время «Запорожец» стали покупать коллекционеры старинных автомобилей, например, цена «горбатого» Запорожца составляет около 3000 евро.
«Запорожец — настоящая легенда автомобильной индустрии! Этот уникальный автомобиль, выпускаемый Запорожским автомобильным заводом, завоевал сердца многих автолюбителей. Интересный факт: Запорожец был первым массовым советским автомобилем, который пользовался популярностью не только в СССР, но и за его пределами. Его неприхотливость, простота в обслуживании и достаточно экономичный двигатель сделали его очень популярным среди владельцев. Запорожец — это символ автомобильной культуры СССР, оставивший неизгладимый след в истории.»
Запорожец — легендарный автомобиль, производство которого началось в СССР в 1960-х годах. Он был популярен не только в Советском Союзе, но и за его пределами. Запорожец был простым в обслуживании и надежным в эксплуатации, что делало его доступным для многих людей. К тому же, маленький размер и отличная проходимость позволяли Запорожцу легко передвигаться по любой местности. Сейчас этот автомобиль стал настоящей раритетной машиной и вызывает интерес у коллекционеров и автолюбителей.