Красный флаг и музыка Шостаковича. Все о фильме «Броненосец “Потемкин”»

1

Сегодня исполняется 95 лет со дня премьеры черно-белого немого фильма «Броненосец Потемкин», который является одним из лучших фильмов всех времен. Сюжет о восстании моряков, созданный особым режиссерским приемом, мгновенно сделал Сергея Эйзенштейна звездой мирового уровня.

Громкая премьера

18 января 1926 года 1-й Государственный кинотеатр (ныне «Чудожесть») выглядел очень нарядно: фасад был скрыт за огромным макетом броненосца, украшенным ярко-красным флагом, мачтами и знаменами. Изначально здание предназначалось для кинотеатра, поэтому фасад был заштукатурен, чтобы там можно было повесить соответствующие плакаты.

Внутри была соответствующая атмосфера: дворники и другой обслуживающий персонал облачились в матросскую одежду, а перед началом фильма прозвучал повстанческий гимн.

Зрителей ждет захватывающее приключение: фильм, который продлится чуть больше часа, поразит размахом, новаторскими режиссерскими решениями и глубиной. Уже в первые два дня проката «Броненосец Потемкин» затмил «Робин Гуда» с Дугласом Фэрбенксом — советскую новинку посмотрело более 300 тысяч человек. Вся аудитория вместе читает заголовки на экране.

В восторге и критики: после премьеры писали хвалебные статьи, соревновались в том, чтобы назвать фильм «триумфом советского кинематографа», «произведением современного кинематографа» — и так далее. Говорили, что «Морской бой» несравним ни с одной голливудской картиной, а Сергея Эйзенштейна провозгласили гением, совершившим это чудо.

Историческая отсылка

Действие фильма происходит в июне 1905 года. На линкоре «Потемкин» творится страшное: моряки пытаются прокормиться зараженным глистами мясом, как если бы это было нормой. Моряки не терпят такого отношения и устраивают беспорядки: офицеров бросают в воду, а главаря восстания Вакуленчука убивают.

Его тело перевозят в Одесский порт, где он похоронен. На корабле встречаются обитатели трагедии — настолько многочисленные, что они не помещаются на набережной и вынуждены подниматься по лестнице к памятнику Ришелье, соединяющему порт с городом. Царское правительство приказывает армии разогнать митинг, в результате которого гибнут ни в чем не повинные люди. В панике люди сбегают по лестнице, спасаясь от смертельных выстрелов.

Сергей Эйзенштейн сказал: это тяжелая сцена — отсылка к событиям Кровавого воскресенья в Петербурге, когда были расстреляны демонстранты, идущие с петицией к царю (1905 г.). И это лишь одна из исторических справок.

Изначально фильм должен был состоять из шести частей, снятых в разных городах и рассказывающих о конкретном событии. Однако из-за нехватки времени реализовать это не удалось. Комиссия ВЦИК, заказавшая фильм к 20-летию Первой русской революции, оказалась перед свершившимся фактом: предпремьерный показ должен состояться на торжественном собрании в Большой театр в декабре 1925 года. До срока оставалось всего несколько месяцев.

Поэтому режиссер снял фильм только об одном историческом событии — восстании, которое произошло в 1905 году на реальном корабле «Князь Потемкин-Таврицкий». Причина была та же — некачественное питание моряков. Восстание также закончилось захватом власти и смертью нескольких офицеров. Автор сценария — Нина Агаджанова, член Союза кинематографистов СССР.

«Симфония туманов» и много импровизации

Сергей Эйзенштейн, ученик Всеволода Мейерхольда, которому тогда было 27 лет, ранее снял исторический революционный агитационный фильм «Стахка», который произвел фурор. На всемирной выставке Expo в Париже он получил за это золотую медаль. Молодой человек надеялся, что этот новый фильм также окажется успешным и послужит революционной идее, в которую он твердо верил. К новой работе режиссер подошел с энтузиазмом и большой ответственностью.

Съемки начались в Ленинграде и продолжились в Одессе. Погода оказалась несчастливой: в обоих городах было пасмурно и туманно. Эта «симфония туманов», как ее назвали критики, позже только добавила картине атмосферы. СценыНа корабле сначала хотели снять настоящий броненосец «Князь Потемкин-Таврический», но оказалось, что он в очень плохом состоянии. Так, корабль «Двенадцать апостолов» использовался, когда нужны были выстрелы с внешней стороны линкора, а на крейсере «Коминтерн» снимались внутренние сцены.

Все произошло на одном дыхании, но с большим вдохновением, поэтому в фильме было несколько эпизодов, которые были придуманы на лету и которых не было в сценарии. Например, сцена на знаменитой одесской лестнице была сделана таким образом, что режиссер сидел на них и ел вишни, а косточки бросали вниз.

Он смотрел, как они быстро скакают, словно убегая от кого-то. В следующий момент он знал, на что будет похоже развлечение митинга. Затем, гуляя по улицам, он смотрел на случайных прохожих, представляя, как бы себя вели обычные люди, если бы они оказались под этим чудовищным огнем.

Режиссер подчеркнул, что фильм не о узнаваемых актерах — он хотел видеть «реальных людей» и что у зрителей не должно возникать ассоциаций с прежними ролями профессиональных актеров. Роль трагически погибшего Вакулинчука исполнил, например, актер Пролеткульта Александр Антонов, а роль лейтенанта Гиларовского — Григорий Александров (он же был вторым режиссером). Эти актеры стали известны чуть позже.

Потоптанный на лестнице мальчик играл в Одессе — кто-то из команды заметил его, когда он играл в футбол со своими приятелями. С актерской задачей он справился не сразу, время от времени слизывая «кровь» (на самом деле вишневый сироп) с лица. С маленьким актером обращались очень деликатно, и актер, персонаж которого в панике топтал мальчика на лестнице, фактически опирался руками на балку, шаркал ногами в воздухе и лишь слегка касался ребенка.

Красные и собирающиеся всадники

Эйзенштейн столкнулся с серьезной проблемой во время съемок фильма. По сюжету моряки на корабле поднимают красный флаг, но как перенести соответствующий цвет на черно-белую пленку? Конечно, использование красного флага было бы бессмысленным, поскольку оно выглядело бы черным в кадре. Поэтому было решено использовать полотно белого цвета, а затем вручную раскрасить его в нужный оттенок — на всех кадрах.

Таким образом, впервые в отечественном кинематографе появился яркий цвет. Эффект стоил затраченных усилий: на премьере уловка имела большой успех, и публика взревела от восторга.

Звуки немого кино

К тому же в «Броненосце Потемкин» режиссер представил еще одно свое нововведение — установку аттракционов. Он разрезал отснятый материал на отдельные фрагменты, а затем склеил лучшие из них в выбранном им порядке. Он считал, что это сильнейший способ воздействия на эмоции зрителя. Этот метод до сих пор изучается в киношколах.

В оригинале «Броненосец Потемкин» звучал отрывками из произведений Бетховена. В Германии, где негативы были проданы чуть позже, их отредактировали и поставили музыку Эдмунда Мейзеля. Композитор использовал русские песни, для которых были сняты картины, и включил различные шумы. Результат очень понравился Эйзенштейну.

В 1950 году, когда негативы вернулись в СССР, было решено переиздать фильм. Музыкальное сопровождение осуществил Николай Крюков, лауреат двух Сталинских премий I степени.

Один из лучших в мире

Но самый известный музыкальный аккомпанемент был создан Дмитрием Шостаковичем в 1965 году. Он остался, когда фильм был переведен на более качественную ленту в 1976 году.

Как пропагандистский фильм, «Броненосец Потемкин» время от времени подвергался редактированию и критике. В СССР после премьеры цитату Льва Троцкого вырезали из пролога и заменили цитатой Владимира Ленина, но потом вернули. В Германии и других европейских странах были вырезаны ненужные кадры и вставлены их собственные субтитры — и только при таких условиях им разрешалось транслироваться.

Несмотря на это, режиссерский талант не уменьшился ни в одной из стран, и картина им очень понравилась. В 1926 году фильм получил высокую оценку Американской киноакадемии и вскоре получил награду на выставке.Мир в Париже, повторяя успех последней работы Эйзенштейна.

В 1958 году «Potiomkin Pattiomkin» был в списке 12 лучших фильмов всех времен, а в 1978 году он занял первое место в списке 100 лучших фильмов в соответствии с мировым киноритическим критиком Plebiscite.В газетах было написано, что революционный дух в этом фильме был настолько сильным, что можно было следовать судьбу героев, не думая — все на экране было так убедительно и натуралистично.

Оцените статью
PicLike.ru - мир в картинках
Добавить комментарий