Крокодил — самый популярный сатирический журнал в СССР

Наука и технологии

Сатирический журнал «Крокодил» был чрезвычайно популярен в Советском Союзе. В свои пиковые годы его тираж достигал 6 500 000 экземпляров, а «Крокодил» издавал произведения таких известных советских писателей, как Михаил Зощенко, Илья Ильф и Евгений Петров, Валентин Катаев. «Крокодила» часто называли сатирическим рупором КПСС. Журнал высмеивал взяток, бюрократов, неудачников и пьяниц. Выходивший трижды в месяц, каждый новый номер был настоящим праздником для читателей.

История этого популярного журнала началась 4 июня 1922 года. В этот день было опубликовано сатирическое приложение к «Рабочей газете». Изначально оно называлось «Приложение», а его инициатором и первым редактором был Константин Степанович Еремиев, старый большевик, военный деятель и журналист.

Само название «Дополнение» было слишком скучным для шутливой публикации, поэтому молодой коллега Сергей Гессен вскоре предложил оригинальный вариант названия — «Крокодил». Идея приветствовали. Несмотря на обилие юмористических изданий в 20-е годы, «Крокодил» быстро стал популярным в стране, всего через полгода после первого выпуска, тиражом 150 000 экземпляров. Не каждый журнал имел такой успех.

Основную задачу «Крокодила» сформулировал пролетарский поэт Демьян Бедный: «дотянуться до всякой гнили и беспощадно разводить гниль». Изначально предполагалось, что журнал будет еженедельным, но спустя несколько лет было решено сократить выпуск до трех номеров в месяц. Это был период, который длился много лет.

В первые годы издания редакция «Крокодила» в первую очередь обращала внимание на недостатки послевоенного восстановления страны. Авторы осудили тех, кто остался верен старому образу жизни. Спецкор «Крокодил» регулярно совершали рейды по советским учреждениям, заводам, фабрикам и стройкам.

Кроме того, в 1935 году был изготовлен агитационный самолет АНТ-9 «Крокодил», вошедший в состав агитационного отряда имени Максима Горького. Поверхность украшала изящный крокодиловый нос и устрашающие зубы. Теперь журналисты-крокодилы получили возможность слетать в самые отдаленные уголки Советского Союза. За несколько предвоенных лет Агитационный отряд провел сотни сортировок, организовал около 3000 митингов и 5000 лекций и докладов.

Сам Максим Горький, имя которого носит Агитационный отряд, часто встречался с коллективом журнала «Крокодил», а также высказывал критические замечания. В частности, пролетарский писатель высказал мнение, что советский сатирический журнал должен уделять больше внимания таким вопросам, как сравнение миров социализма и капитализма и разоблачение буржуазного Запада.

Выход журнала не прекращался во время Великой Отечественной войны, что оказало огромное влияние на его тематику. Карикатуры на фашистских захватчиков регулярно публиковались на страницах Крокодилова. Здесь публиковались такие известные карикатуры, как Борис Ефимов, Константин Елисеев, Кукрыниксы. Многие журналисты, когда-то публиковавшиеся в «Крокодиле», ушли на фронт, откуда продолжали присылать свои работы в журнал.

В 1948 году журнал снова подвергся критике. В частности, было отмечено, что многие материалы изолированы от действительности, нет точности в идеологическом уровне произведений. «Крокодил» обвиняли в непривлекательности. Дизайн журнала был далек от совершенства. Из-за ограниченных возможностей печатного станка одна сторона была полноцветной, а другая — черно-белой.

ЦК партии поручил редакции улучшить содержание и внешний вид журнала, расширить общение с людьми, публиковать обращения читателей в редакцию и незамедлительно на них реагировать. Вскоре в «Крокодил» появились заголовки: «Дайте нам адреса», «По распечатке», «Витрина фотографий крокодилов». Каждый месяц они получают тысячи писем от читателей.

Пик популярности «Крокодила» пришелся на конец 1980-х годов, в период перестройки. На тот момент его тираж превысил шесть миллионов экземпляров. Но девяностые были тяжелым периодом для легендарногосатирический журнал. В 1992 году Крокодил стал выходить в свет не три раза в месяц, а раз в месяц. Прежний тираж превысил все, о чем мы могли мечтать — всего 50 000 экземпляров.

В 2000 году склад был закрыт из-за финансовых проблем. Позже было предпринято несколько попыток возродить его под названием «Новый крокодил», но, как показала практика, лучшие годы самого известного сатирического издания СССР остались в прошлом.

Оцените статью
PicLike.ru - мир в картинках
Добавить комментарий

  1. Аноним

    «Крокодил» был и остается ярким примером сатирической прессы. Его острые и остроумные материалы всегда приносили улыбку и вызывали размышления. Журнал был настоящим голосом народа, который смеялся над житейскими проблемами и слабостями, а также критиковал принятую политику. «Крокодил» стал культурным явлением и доказал, что ржать над собой – это признак сильного и самокритичного общества.

  2. Аноним

    «Крокодил — это не просто журнал, это настоящая легенда советской сатиры! Эти страницы были животрепещущим отражением нашей реальности, где смех был способом высмеять нелепости и проблемы тех времен. Неудивительно, что он был столь популярен среди нас, советских граждан. Каждая его иллюстрация и юмористическая зарисовка оставались в памяти и вызывали улыбку. Я счастлив, что мне довелось познакомиться с этим замечательным журналом, который оставил неизгладимый след в истории нашей страны!»