Мишель де Монтень — биография, информация, личная жизнь

Мишель де Монтень

Мишель де Монтень

Мишель де Монтень; полное имя Мишель Эйкем де Монтень. Он родился 28 февраля 1533 года в замке Монтень в Сен-Мишель де Монтень, умер 13 сентября 1592 года в Бордо. Французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор очерков.

Монтень родился в семейном замке в Сен-Мишель-де-Монтень (Дордонь), недалеко от Периге и Бордо. Его отец, участник итальянских войн, Пьер Эйхем (получивший аристократический титул «де Монтень») когда-то был мэром Бордо; он умер в 1568 году. Его матерью была Антуанетта де Лопес из семьи богатых арагонских евреев. В раннем детстве Мишель воспитывался на основе либерально-гуманистической педагогики своего отца — его учитель, немец, совсем не знал французского и говорил с Мишелем только на латыни. Дома он получил прекрасное образование, затем окончил университет и стал юристом.

Во время гугенотских войн Монтень часто выступал посредником между враждующими сторонами и пользовался уважением как католического короля Генриха III, так и протестанта Генриха Наваррского.

В 1565 году Монтень женился и получил солидное приданое. После смерти отца в 1568 году он унаследовал родовое имение Монтень, занял должность судьи и ушел в отставку. В 1572 году, в возрасте 38 лет, Монтень начал писать свои «Очерки» (первые две книги были опубликованы в 1580 году). Слово «опыт» во французском «эссе» обязано своим происхождением Монтеню. Его близким другом был философ Этьен де ла Боэси, автор «Рассуждения о добровольном рабстве», фрагменты которого Монтень включил в свои «Очерки». В 1580–1581 годах писатель путешествовал по Швейцарии, Германии, Австрии и Италии. Впечатления от этой поездки отразились в его дневнике, который был опубликован только в 1774 году. В «Имуществах» (книга третья, глава X — «О контроле воли») Монтень сказал о себе, что дважды был мэром Бордо. Судя по всему, это было после поездки в 1580–1581 гг. («Бюргеры Бордо выбрали меня мэром своего города, когда я был далеко от Франции и даже не думал об этом»).

Работа над книгой началась в 1570 году. Первое издание вышло в Бордо в 1580 г. (в двух томах), второе — в 1582 г. (с авторскими исправлениями). Первый русский перевод очерков, опубликованных в 1954-1960 гг. (Впоследствии многократно переизданный), был основан на издании Арменго (1924-1927 гг.), В котором воспроизведена копия из Бордо (издание 1588 г. — четвертое по нумерации — с рукописные исправления автора). Между тем во Франции появилась еще одна издательская традиция (вариант текста, подготовленный после смерти писателя в 1595 году Мари де Гурнон). Именно последние легли в основу «Очерков» 2007 года, подготовленных исследовательской группой под руководством Жана Бальзамо и опубликованных в серии «Плеяды».

Написанные в литературно-философском жанре, очерки содержат размышления о различных исторических фактах, древних и современных, а также наблюдения о жизни и обычаях людей всех эпох и государств, уровнях культуры и социального положения.

«Эксперименты» отличались истинно гуманистической моралью, направленной против суеверий и схоластики, фанатизма и жестокости светских и духовных авторитетов. Сравнивая современную цивилизацию с жизнью первобытных народов, он явно отдавал предпочтение последней. Благоразумие, смешанное со скептицизмом, тонким французским юмором, честностью и правдивостью, сделали «Очерки» Монтеня одной из любимых книг народа на протяжении многих веков.

Книга Монтеня, написанная как бы «от скуки», отличается удивительной конструктивной тщательностью. Здесь нет четкого плана, изложение подвержено капризным мысленным завихрениям, многочисленные цитаты переплетаются с наблюдениями за миром. Самая большая глава «Очерков» — «Апология испанского богослова Раймонда Сабунда», имеющая совершенно отдельное значение. Сначала книга напоминаласборник античной науки в стиле «Аттики ночи» Авлуса Геллиуса, но затем приобрел собственное неповторимое лицо. Монтень — создатель жанра эссе, за которым было написано большое литературное будущее.

«Эссе Монтеня представляют собой серию саморефлексий, основанных главным образом на наблюдении за собой, наряду с размышлениями о природе человеческого духа в целом. По словам автора, каждый человек отражает свою человечность; он выбрал себя в качестве одной из рас и внимательно изучил все его психические

Мишель де Монтень 2

движения. Его философскую позицию можно охарактеризовать как скептицизм, но скептицизм совершенно особого характера.

Скептицизм Монтеня — это нечто среднее между жизненным скептицизмом, проистекающим из горького жизненного опыта и разочарований в людях, и философским скептицизмом, основанным на глубокой вере в ненадежность человеческого знания. Универсальность, душевное равновесие и здравый смысл защищают его от крайностей обоих направлений. Признавая эгоизм главной причиной человеческих поступков, Монтень не имеет к нему претензий; он считает это вполне естественным и даже необходимым для человеческого счастья, потому что, если человек будет учитывать интересы других так же сильно, как свои собственные, счастье и душевное спокойствие ему не будут доступны. Он критикует человеческую гордость, утверждая, что человек не может знать абсолютную истину, что все истины, которые мы считаем абсолютными, не более чем относительны.

Главной чертой нравственности Монтеня было стремление к счастью. Здесь на него большое влияние оказали Эпикур, особенно Сенека и Плутарх.

Учение стоиков помогло ему развить моральное равновесие, философскую ясность ума, которую стоики считали главным условием человеческого счастья. По мнению Монтеня, человек существует не для того, чтобы создать моральный идеал и приблизиться к нему, а для того, чтобы быть счастливым.

Считая, подобно Эпикуру, счастье естественной целью человеческой жизни, он ценил моральный долг и добродетель, поскольку они не противоречили этой цели; любое насилие над его собственной природой во имя абстрактной идеи долга казалось ему бесплодным. «Я живу изо дня в день и по совести живу только для себя». Следовательно, Монтень считает самые важные обязанности человека своими обязанностями по отношению к самому себе; они исчерпываются словами Платона, цитируемыми Монтенем: «Делай свою работу и познай себя».

Эта последняя обязанность, по словам Монтеня, является наиболее важной, потому что для того, чтобы успешно выполнять свою работу, нужно исследовать его характер, его наклонности, величие его силы и способностей, силу его воли, одним словом … исследуй себя. Человека нужно воспитывать, чтобы он был счастливым, пытаясь культивировать такое состояние ума, в котором счастье ощущается сильнее, а несчастье — меньше. Проанализировав неизбежные и объективные несчастья (физическое уродство, слепота, смерть близких и т. Д.) И субъективные неудачи (безудержное тщеславие, стремление к славе, чести и т. Д.), Монтень утверждает, что бороться с самим собой — долг человека. , по возможности, с этими и другими напастями.

К неизбежным несчастьям разумнее относиться с покорностью, постараться как можно скорее к ним привыкнуть (заменить отказ одного органа повышенной активностью другого и т. Д.). Что касается субъективных несчастий, то это во многом зависит от нас. ослабить свою строгость, взглянув на славу, почести, богатство и т. д. с философской точки зрения. За обязанностями человека по отношению к самому себе следуют обязанности по отношению к другим людям и обществу.

Каждый человек должен быть вознагражден по его заслугам, потому что это также проявление самодовольства. Справедливость по отношению к жене состоит в том, чтобы относиться к ней с уважением, если не с любовью, то по крайней мере с любовью; по отношению к детям — забота об их здоровье и образовании; по отношению к друзьям — в ответ на их дружбу. ПервоеДолг человека перед государством — уважать существующий порядок.Это не означает примирения со всеми его недостатками, но всегда лучше сохранить существующее правительство, чем менять власть, потому что нет гарантии, что новое правительство принесет вам больше счастья или даже окажется хуже.

Оцените статью
PicLike.ru - мир в картинках
Добавить комментарий