Скрывая свое крестьянское происхождение, Михаил Ломоносов получил образование в лучших университетах 18 века. Он изучал различные области науки и сделал много открытий, написал научные статьи и читал лекции в академиях. Ломоносов был автором многих изобретений и разработал план создания первого университета в России. По его инициативе был создан Московский государственный университет, в котором могли учиться люди из всех стран.
«За утверждение наук в отечестве»
Михаил Ломоносов родился в станице Мишанинская Архангельской области. Его отец владел небольшим судном, на котором перевозили общественные и частные товары, ловили рыбу и охотились. С детства Ломоносов помогал отцу и быстро всему научился — ему полагалось вести семейный бизнес.
Мальчик начал учиться читать и писать поздно, в 12 лет. Первым его учителем был Иван Шубный — отец известного скульптора Федота Шубина (от рождения Федота Шубного). Затем Ломоносов учился у семинариста Семена Сабельникова, одного из лучших учеников подиатрической и певческой школы при Архиерейском доме в Холмогорах. Учеба далась Ломоносову нетрудно, и вскоре он стал одним из лучших чтецов в поместной церкви.
Молодой Ломоносов понимал, что «для получения больших знаний и обучения необходимо знание латыни», которую можно выучить в Москве, Киеве или Санкт-Петербурге. Итак, он хотел переехать в один из этих городов. Отец и мачеха не поддерживали его стремлений: в те времена наука не приносила ни богатства, ни славы. Они хотели как можно скорее выдать сына замуж, надеясь, что семейные проблемы убьют его. Но Михаил Ломоносов решил покинуть родное село и уехать в Москву — учиться.
В декабре 1730 года Михаил Ломоносов сбежал из дома с рыбной повозкой в Москву. Через три недели он добрался до места и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Учился он прилежно, поэтому через полгода его перевели из младшего класса во второй, а в том же году — в третий.
Занятия в Московской академии дали Ломоносову гуманитарное образование. Для изучения естественных наук он посещал Киево-Могилянскую академию. Однако всего через несколько месяцев молодой ученый вернулся в Москву. Оттуда Ломоносова направили в университет Петербургской Академии наук, где он занимался естественными и техническими науками.
«Европейский ученый» Михаил Ломоносов
В 1736 году в числе лучших учеников Михаил Ломоносов уехал в Германию — изучать физику, химию, металлургию, горное дело. Помимо естественных наук, он изучал иностранные языки, танцы, рисование, литературу и фехтование. Ломоносов пять лет учился за границей: здесь он создал несколько научных работ, перевел труды зарубежных ученых, написал свои первые стихи на русском языке.
В 1740 году ученый решил вернуться в Россию, но по дороге был схвачен и завербован прусской армией. После нескольких недель службы Ломоносов дезертировал. Только через год ему удалось вернуться домой.
В Санкт-Петербурге ученый написал две диссертации. За свою научную деятельность он получил звание доцента физического факультета Петербургской Академии наук: теперь Ломоносов мог участвовать в работе Ученого собрания и самостоятельно заниматься наукой. В 34 года ученый написал уже четыре новые диссертации и решил подать заявку на номинацию профессора Академии. Научное собрание приняло работу ученого, и он получил звание профессора химии. Ломоносов стал читать лекции в университете, публиковать научные диссертации на латыни, читать публичные лекции по физике. Параллельно с этим занимался литературной работой — писал стихи о государственных событиях. Вскоре материальное положение ученого улучшилось, ему дали дом, а чуть позже на казенные деньги во дворе этого дома была построена первая в России химическая лаборатория.
В 1748 году Михаил Ломоносов начал редактировать переводы книг, напечатанных в Академии наук, и перевел заметки в газете «Биулетин».-Петербург ». Ученый обратил внимание не только на распространение зарубежных трудов, но и на развитие отечественной науки. Он создал« Риторику », ставшую первым учебником мировой литературы на русском языке. Тогда же Ломоносов представил свою «Похвальное слово императрице Елизавете Петровне», за что ему было присвоено звание коллежского советника.
«Он сам был нашим первым университетом»
В 1751 году Михаил Ломоносов выступил на Народном собрании с речью «Слово о пользе химии», в которой правильно признал физику и химию как одну науку. Ученый призвал изучать их вместе: «Я видел не только у разных авторов, но и своим искусством убедился, что химические эксперименты в сочетании с физическими дают особые эффекты».
Он был первым, кто прочитал студентам курс «настоящей физической химии».
В том же году в своей химической лаборатории Ломоносов разработал технологию производства цветного, прозрачного и непрозрачного стекла для бисера, бус и мозаичных картин. Два года спустя он начал строительство завода по производству цветного стекла.
Михаил Ломоносов совмещал научную деятельность с общественной деятельностью. Он разработал план создания университета в Москве, и в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала указ о его создании. Так начался процесс формирования системы высшего образования в России. Михаил Ломоносов определил ее основы: доступность, автономность, фундаментальность, междисциплинарность, взаимоотношения вуза и вуза.
Ломоносов продолжал работать в Петербургской Академии наук. В 1757 г. он был назначен советником Академической канцелярии в Петербурге. В том же году ученый опубликовал свой главный филологический труд — «Грамматика русского языка». В ней Ломоносов впервые разделил русский и церковнославянский языки, определил законы и формы русского языка, классифицировал диалекты. Годом позже он опубликовал специальное исследование «О пользе церковных книг на русском языке», посвященное учению о литературных «стилях».
В начале 1660-х гг. Ученый возглавлял Историческое собрание, географический факультет, гимназию и университет при Академии наук. Параллельно с этим он занимался практической наукой: начал разработку Большого атласа наук Российской Империи, развил атомно-частичную теорию строения материи, объяснил физическую природу цветового зрения и природу космические тела. Ломоносов также написал «Слово об образовании металлов в результате землетрясений», в котором предположил, что каменный уголь образовался из торфяных болот при участии подземного пожара, и его классификация землетрясений до сих пор является ведущей в науке. В своем «Рассуждении о большей точности морского пути» ученый объяснил, почему во всем мире следует создавать саморегистрирующиеся метеорологические обсерватории.
В 1764 году он представил «Краткое описание различных путешествий к северным морям и указание на возможное пересечение Сибирского океана в Ост-Индию», ставшее основой маршрута экспедиции по поиску пути в Индию через север. Моря. В его организации помогал сам Ломоносов: он изобрел «ночное видение» — большой перископ для обзора местности. Однако ни первая, ни последующие экспедиции по прорыву льда не увенчались успехом.
Когда на престол вступила Екатерина II, положение Михаила Ломоносова пошатнулось: он был слишком лоялен покойной Елизавете Петровне. Однако позже новая императрица оценила его научную деятельность и сделала его статским советником.
Удивительно, как Михаил Ломоносов смог преодолеть свое происхождение и выйти на уровень настоящего ученого! Его жизненный путь очень впечатляет и вдохновляет на подвиги. Я почитала о его работах и открытиях в науке, и чувствую, что это действительно важный человек в истории России и мировой науки. Он творил великие дела, которые привели к созданию университета и расширению научных знаний. Какой же он был талантливый и умный человек! Подобные истории заставляют задуматься о том, что все возможно, если действительно хочется достичь большого. Спасибо за информацию и вдохновение!