Новая эпоха русской поэзии

novaya epoha russkoj poezii Интересности

Поэтическое наследие Ломоносова включает торжественные оды, философские оды размышлений: «Утреннее размышление о Божьем величии» (1743) и «Вечернее размышление о Божьем величии» (1743), произведения, которые в наше время назвали бы научно-популярными, такие как «Письмо о Боге». по стеклу (1752) », незаконченная героическая поэма« Петр Великий »(1756-1761) Сатирическая поэма« Гимн на бороде »(1756-1757), философская« Беседа с Анакреоном »(1757-1761), героическая идиллия« Полидор »( 1750 г.), две трагедии, многочисленные стихотворения по случаю различных торжеств, эпиграммы, притчи и переводные стихи.

Вершиной поэзии Ломоносова являются письма, написанные «время от времени» — в связи с важными событиями в жизни государства, например, восшествием на престол императрицы Елизаветы и Екатерины II. Ломоносов использовал торжественные случаи для создания ярких и величественных образов мироздания.

Оды пронизаны патриотическим пафосом, размышлениями о будущем России. Своеобразие поэтического взора Ломоносова позднее заметил Гоголь: «Сила восторга превратила натуралиста в поэта.

Первое известное стихотворение М. В. Ломоносова была основана в 1734 году при Славяно-греко-латиноамериканской академии:


Мухи слышали духов меда, летели, садились, радостно пели. Когда мухи стали ястребами, они попали в беду, и их ноги застряли. «Ах, — кричали они, — они лизали мед, но сами потерялись.

В первой публикации есть пометка к этому стихотворению: «Сочинение господина Ломоносова в Московской академии за совершенное им школьное преступление». Неизвестно, что это было за правонарушение. Но судя по содержанию стихотворений, можно предположить, что здесь было некоторое отклонение молодой Ломоносов навстречу «сладкому» развлечению (Ломоносов М. В.В. Поэматы, Е. Н. Лебедев, М., 1984).

В 1736 г., перед отправкой на учебу за границу, Ломоносов познакомился с трактатом Василия Кириловича Тредяковского «Новый и краткий метод сочинения русских стихов с определениями правильного знания», который произвел революцию в поэтических идеях Ломоносова.

Указывая на русский фольклор как на источник своего «нового метода», Тредиаковский предложил включать в слова ударение и придумал идею «долготы» и «краткости» слогов.

Оказавшись в Германии, Ломоносов внимательно изучает «Искусство поэзии» Н. Буало, произведения немецких поэтов. Три года спустя из Германии он отправляет в Санкт-Петербург «Письмо об основах русской поэзии» с приложенной «Одой взятию Чотына».

Вдохновленная победами русского оружия в войнах с Турцией, Ломоносова пишет в 1739 году оду и отправляет ее в Академию, где ее поразили достоверность и легкость стихотворения. В то время никто в России не мог написать таких хороших стихов.

Оду преподнесли императрице и прочитали при дворе и в городе, после чего рыбак Ломоносов прославился как первый русский поэт. Ода называлась: «Ода светлой памяти императрицы Анны Иоанновны о победе над турками и татарами и взятии Чотына», и начиналась она словами:

Внезапный восторг охватывает разум, ведет к вершине высокой горы, где лесной ветер забыл шум; в долине царит тишина. Ключ, тихий и тихий, Всегда сверкающий и шелестящий по холмам. Там лавровый венок, Там он доводит допрос до конца; Вдали горит дым в полях.

В Od есть слова:

«Береза ​​и далеко ручьями шепчут: Победа, победа России! Но враг, убегавший от меча, боится собственных шагов. Тогда, увидев ее бегущую, Луна постыдилась своего позора, а в мраке свое лицо, покраснев, скрыла. Летящая слава. во мраке ночи, Трубой во всех землях, Если власть русская страшна.

Но еще до этого Ломоносов писал яростные стихи о внешних врагах России, которые 28 июня 1741 года при звуке труб и котлов объявили войну России («Стокгольмские трубы звучат ярко»), нарушив Ништадтский мирный договор, подписанный Петром I со шведами в 1721 году и затем провозглашен «вечным, истинным и неразрывным».

Война открыла нам шведов: их сердца горят битвой; Стокгольмские трубы звучат ярко, То есть их неминуемый позор на свету.

Но они топчут, убивают, рвут, расправляются, грабят, сжигают, сжигают, сгибают под ногами, берут в плен державу России, атакуют у наших стен, считают: добычи здесь много.

Но где? — В их гордых умах. И в действии страх пропитан, И прямо в сердце трепещет, что они лежат внизу.

Как стриж, как ястреб, хватая тебя за руку вверх-вниз. Он внимательно следит за каждым часом полета. он готов взять там, где видит подвох

В бескрайнем царстве воздуха — Враги, за которыми наблюдает наш солдат, Враги, которые нарушили вечный мир, Враги, нарушившие наш мир, Враги, которые хотят нас поглотить.

Поэма написана 29 августа — в память о победе России над шведами в битве при Вильманстранде 23 августа 1741 года.

Позже Белинский называл Ломоносова «творцом русской поэзии и первым поэтом России».

Бессмертны стихи Ломоносова «Ода восшествию Ее Величества Императрицы Елизаветы Петровны на Всероссийский престол в 1747 году»:

Учения питают молодых людей, они утешают старых, Они украшают счастливую жизнь, Они спасают в несчастном случае; Они утешают в домашних трудностях и не помеха в дальних путешествиях. Учения полезны повсюду, среди народов и в пустыне, в суете города и наедине, сладко и тяжело в мире.

В этом облачении Ломоносов воспевал не только императрицу, но и «любимую тишину», то есть тот мир, которого искала Елизавета, начиная переговоры со Швецией. В одежде Ломоносова впервые в поэзии проступает образ Петра Великого — «человека, веками глухого», вознесшего Россию.

Ломоносов был первым русским поэтом, который оценил и перевел оду Горация, которая позже была переведена Александром Пушкиным и стала его «витриной», названной «Памятником».

Это начало стихотворения Ломоносова:

Мы воздвигли себе знак бессмертия Выше пирамид и прочнее меди, Этот бурный Аквилон не стереть, Ни многовековой, ни протухшей старины.

Я не умру полностью, но смерть оставит мою великую честь, когда я умру. Я буду расти в славе повсюду, пока наука процветает в людях.

Теория «трех стилей», написанная Ломоносовым в предисловии к изданию его произведений в 1757 году, сыграла большую роль в развитии русской поэзии. Он назывался «О пользе церковных книг на русском языке». Даже современники с удивлением спрашивали: «А правда ли, что Ломоносов — ученый и Ломоносов — поэт — одно и то же лицо?»

Естественно, многие знали его как поэта, автора хвалебных отсылок и необычных стихов. Написание хвалебных писем в честь королевской семьи было обычным делом в те годы. Академию наук даже обязывали время от времени давать рекомендации, которые чаще всего поручались Ломоносову.

Однажды Елизавета Петровна вручила Ломоносову премию в две тысячи рублей, и, поскольку в России тогда были латунные деньги, их привезли в Ломоносов в двух больших телегах (весила около ста пуделей). Напомним, что пудель 16 кг, то есть Ломоносову был вручен приз, весом в полторы тонны.

Ломоносов постоянно думал о великом русском языке, он был его «отцом и вредителем», он сделал русский язык чище, богаче, он улучшил русскую грамматику.

«Не следует забывать, что поэзия Ломоносова пронизана естественнонаучными мотивами, мыслями, догадками … Поэтому частые сравнения Ломоносова с Леонардо да Винчи и Гете верны и оправдываются не механическим разнообразием культурного творчества Ломоносова, а глубоким сочетанием интересов и наклонностей. художественно-историческое и научное в одной личности ». (С. И. Вавилов).

Большое значение имела работа Ломоносова по созданию русской научной терминологии. Ломоносов писал: «Я был вынужден искать слова для обозначения некоторых физических инструментов, операций и естественных вещей, которые, хотя сначала кажутся немного странными, я надеюсь, что со временем они станут более знакомыми с их использованием.

Он имел в виду это по-разному:

замена иностранных терминов на русские названия

использовал знакомые русские термины для обозначения новых научных понятий;

Он служилИностранные термины, прочно вошедшие в русскую лексику, по форме близки к нормам национальной грамматики. Ломоносов успешно сменил «оризонт» на горизонт, «квадратуум» на квадрат, «ваторпас» на ватерпас и т. д. (Бесплатная виртуальная электронная библиотека «ББМ»).

Ученый вводит в российский научный оборот такие понятия, как экспериментальная физика, законы движения, воздушный насос, зажигательное стекло, земная ось, огнедышащая гора, рефракция лучей, баланс тела, удельный вес, магнитная стрела, гашеная и негашеная известь, опыт, наблюдение, явление. частица, кислота, диаметр, квадрат, узор, микроскоп, барометр, атмосфера, наблюдение, явление, частица, земная ось и т. д.

Благодаря этому достижения науки стали доступны широкому кругу российского общества. Таким образом, было опровергнуто распространенное в то время не только в России, но и в Западной Европе мнение о том, что научные идеи могут быть выражены только на латыни и научно объяснены только на иностранном языке.

Е. Примечания Лебедева: «Большинство научных терминов, введенных Ломоносовым» для обозначения физических действий, инструментов и природных предметов »действительно стали« более известными »и закрепились в языке. Теперь мы произносим их, даже не задумываясь об их создателе Ломоносове. Б. Н. Меншуткин писал о Ломоносове. : «Он заложил основу для нашего точного научного языка, без которого сейчас никто не может обойтись.

К сожалению, сегодня в России нет человека, который мог бы силой своего гения и авторитета остановить гуманитарную агрессию, введя в русский язык огромное количество непереводимых английских терминов.

А. С. Пушкин писал о М. В.Ломоносове: «Естественные науки всегда были его главным и любимым занятием, а стихи — иногда как развлечение, но чаще как служебное занятие. Напрасно мы искали пламенные всплески чувств и воображения в нашей первой лирике. Цветистый и живописный, он извлекает пользу, прежде всего, из глубокого знания славянского языка и удачного сочетания его с языком простых людей. Поэтому предлоги псалмов и другие сильные и близкие имитации высокой поэзии священных книг — его лучшие произведения. Они останутся вечными памятниками русской литературы, через них мы должны долго жить. учить наш язык в стихах; но странно жаловаться на то, что миряне не читают Ломоносова, и требовать, чтобы человек, умерший 70 лет назад, оставался сегодня любимцем общества. Как будто слава великого Ломоносова нуждается в мелкой чести модного писателя! »

Оцените статью
PicLike.ru - мир в картинках
Добавить комментарий