Описание картины «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» М. Авилова

opisanie kartiny poedinok peresveta s chelubeem na kulikovom pole m avilova Интересности

Эта картина — одна из самых значительных в творчестве М.А. Авилова. Сюжет полотна — историческая битва между русским воином Пересветом и татарским воином Челюбеем, предшествовавшая началу Кулакской битвы.

Воины, сражавшиеся в битве, погибли, но Пересвет считается победителем — потому что его конь сумел повести своего хозяина к русским войскам, а Челубей был сброшен с седла.

История создания

Монументальное историческое полотно было написано Авиловым во время Великой Отечественной войны, во время событий, связанных с обороной Сталинграда и боями под Курском. Идея работы художника родилась задолго до этого. Еще в 1917 году Авилов представил на суд публики картину «Отход татарина Челы-Бея на единоборства с Пересветом». Но тогда художника его работа не удовлетворила. В начале Великой Отечественной войны Авилову было почти шестьдесят лет. Художник же точно поехал в военкомат. Однако ему сказали, что его долг как художника — не сражаться с оружием в руке, а своим творческим талантом и кистью поддерживать патриотический дух советских солдат.

Осенью 1942 года художник вернулся из эвакуации в Москву. Здесь он получил просторную мастерскую, где мог работать на большом холсте. В декабре он начал интенсивно работать над картиной, впоследствии получившей широкую известность. Художник работал над холстом с большим вдохновением и заботой. Для исторической достоверности работы Авилов сделал большое количество эскизов оружия и костюмов, хранящихся в Центральном историческом музее. Во время работы над картиной он также сделал несколько крупных зарисовок о Куликовской битве. Знаменитое монументальное полотно было написано за полгода.

Описание и анализ

В описании к собственной картине Авилов отметил, что композиция довольно проста. Центральное место занимают огромные фигуры лошадей, связанных между собой на копытах. На них сидят Пересвет (слева) и Челубей (справа).

Главные герои показаны крупным планом и подавляют второстепенные образы на картине. Необычная осанка и сила сражающихся бойцов намеренно преувеличены художником, доведены до жалкого, вечного звучания. Силуэты коней, возвышающихся над равниной, подобны пирамиде. Могущественные персонажи двух воинов толкают друг друга, подчеркивая тем самым враждебность поединка.

Интенсивность росписи достигает максимума в изображении центральных фигур, а противоборствующие армии на заднем плане умышленно окрашены в бледный цвет. Размахивая гривой и улыбающимися лицами лошади выглядят устрашающе. Раскрашенный щит Челубея и пятнистый конский коврик подчеркнуты на общем фоне живописного полотна. Стальные доспехи Переосвета блестят на солнце.

Враги поражают друг друга копьями на большой скорости. Доспехи не выдерживают силы ударов и копья пронзают их тела, пробивая тела рыцарей. Челубей падает с седла под ударом русского рыцаря. Красный махадж падает с его головы. Пересвет тоже немного отступает. Его отношение показывает крайнее напряжение, и его глаза обращены с ненавистью на павшего врага.

Состояние воинов, противостоящих армиям справа и слева от центра композиции Авилова, показывает игру красок. Серая строгая цветовая гамма в левой части рисунка олицетворяет мир и веру в превосходство и победу русской армии. Русские с тревогой наблюдают за дуэлью, но стоят спокойно и уверенно, как гранитная скала. В их лагере нет движения.

Перед ними на белом коне едет князь Дмитрий Донской. Во время Куликовской битвы он получит синяки, но выживет.

Яркие цвета, в которых изображено татаро-монгольское войско, подчеркивают неуверенность противника и его тревогу по поводу окончания боя.

Картина Авилова полна экспрессии и напряженного ожидания финала: мощные кони устремляются вверх, всадники бьют друг друга острыми копьями — автор убедительно передал ощущение высочайшего напряжения в поединке двух воинов.Куликовская битва — это битва между русскими полками под командованием князя Дмитрия и ордынскими войсками под командованием Мамай-хана. Это событие стало поворотным в противостоянии русского народа с Золотой Ордой. Эта битва нанесла решающий удар по могуществу Золотой Орды, что привело к ее распаду.

Историческая справка

Летом 1380 года великий князь московский Дмитрий Иванович узнал о нападении Орды. Он обратился в российскую милицию

с призывом к шпору для решительного отпора врагу. Чтобы ответить на его звонок, в Коломне собралось около двухсот тысяч милиционеров. 8 сентября 1380 года враги сошлись в смертельной битве на Куликовом поле.

Знаменитая картина Михаила Авилова повествует не только о судьбоносном историческом событии, которому историки дали два названия — Поле битвы под Донском и Поле битвы при Мамаеве, но и об особом эпизоде ​​- поединке Пересвета и Челюбея, с которого началась вся битва. и стал его символическим воплощением.

В этой истории поражает личность воина Перевета — легендарного воина-монаха. Пересвет — монах-воин и монах Сергиева Троицкого монастыря. Русская православная церковь рукоположила его в сан святого.

Челубей (Челубей) — тюркский воин из армии Мамая. Имя Челубей имеет турецкое происхождение. По легенде, Челубей отличался необычайной силой и высоким воинским мастерством.

В ожесточенном поединке Пересвету удалось перехитрить Челубея, но ценой собственной жизни. Хитрость Челубея заключалась в том, что у него было копье длиннее, чем у его противников. Благодаря этому он смог быстрее опередить соперника и остаться в живых сам. Однако перед началом поединка Пересвет снял кольчугу. По этой причине копье тюркского богатыря глубоко вонзилось ему в грудь, но не сбило его с седла. Уменьшив таким образом дистанцию ​​между собой и противником, смертельно раненый Пересвет смог дотянуться до коварного врага с копьем …

Оцените статью
PicLike.ru - мир в картинках
Добавить комментарий