Харакири (сэппуку) – ритуальное самоубийство самураев

harakiri seppuku ritualnoe samoubijstvo samuraev 1

Японская культура разительно отличается от европейской культуры, какой мы ее знаем. Различия касаются таких важных вопросов, как мораль, достоинство и смерть. Особенно ярко различия проявляются в подходах к самоубийству. Европейцы издавна считали самоубийство грехом и недостойным поступком, в то время как японцы сделали его возможным, а иногда и необходимым для честного человека ритуалом.

Представление о чести японской аристократии основывалось на двух важных доктринах: умереть за своего господина в любое время и сохранить лицо и доброе имя семьи от других. Если стыд воина раскрылся, он имел возможность показать свою стойкость духа и чистоту мысли посредством ритуального самоубийства. В древней Японии воины прибегали к самосожжению или повешению. Лишь в 1156 году обычай «разрезания живота» стал популярен в Японии. Даймё Минамото-но-Тамэмото был первым, кто совершил сэппуку, чтобы избежать захвата во время жестокой войны кланов.

Отличие харакири от сэппуку

Разница между харакири и сэппуку проявляется в написании и способе чтения. Сами слова состоят из двух одинаковых иероглифов, означающих «кусочек» и «живот». Только в записи харакири (腹 切 り) сначала ставится «живот» и используется японское чтение «кунни», в то время как запись сэппуку (切腹) начинается с «вырезать» и читается как «онни» в китайско-японском прочтении.

Бытует мнение, что харакири встречается в разговорной речи, а сэппуку чаще встречается в официальных документах. Фактически, сами японцы используют оба термина как синонимы одного и того же ритуального действия.

Совершение ритуального самоубийства

Самураи носили два меча: длинный меч «катана» использовался для боя, а короткий «вакидзаси» — для обезглавливания жертв. Для совершения харакири используется короткий клинок, хотя на рисунках изображены самураи, разрезающие себе живот длинным мечом. Эти изображения относятся к раннему периоду, когда правила совершения сэппуку еще не были подробно определены. Существует вариант использования клинка без рукояти. В данном случае для большего удобства лезвие было завернуто в несколько слоев бумаги.

Традиционно место харакири покрывали белой тканью. Предполагаемый террорист-смертник также был одет в белое кимоно. Этот цвет выражает в Японии скорбь и печаль. Если сэппуку совершалось на открытом воздухе, небольшой участок земли засыпали песком и выровняли. По краю ставят колья забора.

В ритуале приняли участие два человека: самурай, совершивший харакири, и кайсаку, обезглавивший жертву. Последний был выбран из группы близких друзей. Только человек, искренне склонный к самоубийству, мог одним ударом длинного меча отрубить себе голову и избавить от мучений умирающего. Особым умением было разрезать шею так, чтобы спереди была тонкая полоска кожи. В этом случае голова сэппуку была согнута в груди, и полученная кровь не пачкала зрителей.

Последние минуты самурая

Особенно отважным был мужчина для совершения харакири. За ритуальным действием часто наблюдали зеваки. Самоубийца подошел к центру скамейки и сел, сложив колени и обнажив верхнюю часть туловища. Иногда кимоно оставляли на плечах, а рукава опускались под колени. Таким образом, одежда не позволяла умирающему опрокинуться назад.

Обычно перед самураем кладут стопку рисовой бумаги, ручку и чернильницу. На другой стороне была миска саке. Традиционно перед сэппуку вы пьете алкоголь, прощаетесь и только потом берете в руки ритуальный нож. Разрез делали по горизонтали и вертикали под прямым углом. Самой сложной была техника дзюмондзи гири, где в двух движениях изображался крест на животе, то есть японское число 10 — «Дзю». Если позволяла боль, самурай одним последним движением перерезал себе сонную артерию. Умирающий очень хотел не показывать свои страдания, поэтому до конца старался удерживать тело в вертикальном положении. Когда туловище начало наклонятьсявперед, кайсаку завершил ритуал одним ударом.

Сразу после окончания ритуала была совершена поминальная служба по человеку, возложившему ее руки. Хозяин разводил зевак по отдельным комнатам и угощал их чаем и сладостями.

Дзигай и женщины из самурайского сословия

В Японии жена и дочери самурая в обязательном порядке обучались обращению с оружием. Поскольку самураем мог быть только мужчина, женщину-воительницу называли онна-бугейся. В отличие от букэ-но-онна (женщины-буси), которая заботилась о детях и могла защитить свой дом в случае необходимости, женщина-воин могла на равных участвовать в клановых войнах. Они были воспитаны с абсолютной преданностью

руководителю.

Почему разрезался живот

В зрелом возрасте (12 лет) онна-бугейся получил короткий кинжал под названием «кайкэн». Она носила его в складках одежды или на рукаве. Женщина-воин использовала его для ритуального самоубийства. В целом дзигай и харакири похожи. Только разрез делали не по брюшной полости, а через гортань. Перед церемонией дамы связали щиколотки, чтобы после смерти не оказаться в неудобном положении перед публикой.

Отношение к самоубийству в буддизме и синтоизме

Философия дзен-буддизма помещает центр человеческой деятельности в область пупка. Вскрытие собственного интерьера на глазах у публики доказало чистоту помыслов и правоту самоубийства. Если предатель был приговорен к сэппуку, ему следовало вымыть внутренности в ближайшей миске с водой после разреза. Таким образом, у человека была возможность оправдать свои действия перед людьми перед смертью.

Известные японцы, совершившие харакири

В целом буддизм осуждает самоубийство как неправильный и эгоистичный выбор. Единственное оправдание — наложить руки на себя ради великого дела. Скорее, синтоизм считается вдохновением самураев на совершение харакири. Самурай должен умереть с достоинством, поскольку души умерших живут бок о бок в синто, древней религии Японии.

47 ронинов

В 1868 году сэппуку было запрещено. Самый последний случай — харакири, совершенный генералом Японской империи Маресукэ после смерти императора Мэйдзи. Он не только разрезал себе живот поперек, но и перерезал гортань. Вслед за ним его жена совершила джигай.

Юкио Мисима (урождённый Кимитакэ Хираока)

История 47 Ронинов — это известная каждому японцу история XVII века, которая легла в основу многих других произведений. В нем рассказывается, что господин Асано-Такуми-но-ками был спровоцирован на конфликт в суде и приговорен к сэппуку. Чтобы защитить честь умершего, 47 его верных самураев стали Ронинами (воинами без хозяина), убили придворного, ответственного за смерть своего хозяина, а затем совершили харакири. Их останки сейчас покоятся в монастыре Сэнгаку-дзи и являются объектами поклонения.

Эмилио Сальгари (урождённый Эмилио Карло Джузеппе Мария Сальгари)

Этот японский писатель послевоенной эпохи трижды номинировался на Нобелевскую премию по литературе. Его роман «Золотой храм» считается самым читаемым японским произведением в мире. Юкио покончил жизнь самоубийством 25 ноября 1970 года после неудачной попытки государственного переворота на военной базе Ичигая. Его друг Масакацу Морита безуспешными попытками обезглавить тело отдал меч другому члену Общества Щита, и только тогда писатель избежал мучений.

Доведенный долгами и семейными неурядицами до отчаяния, итальянский писатель решил покончить с собой по обычаю японских самураев. 25 апреля 1911 года в Турине он разрезал бритвой живот и перерезал горло.

Оцените статью
PicLike.ru - мир в картинках
Добавить комментарий